Что же такое орально-моторные упражнения? Это задания, направленные на увеличение силы, координации и, в некоторых случаях, сенсорной чувствительности в мышцах, участвующих в процессах устной речи и еды.
На данный момент не существует научных исследований, которые бы подтвердили, что орально-моторные упражнения сами по себе приводят к развитию речи у аутичных детей.
Так что давайте смотреть на подобные логопедические упражнения лишь как на дополнительные инструменты, которые вы можете использовать для помощи ребенку. Для чего же могут пригодится эти инструменты?
Орально-моторные упражнения поддерживают следующие навыки:
– Имитация: помощь в развитии новых навыков имитации в области рта;
– Разделенное внимание: эти упражнения позволяют сделать занятие более веселым и социальным;
– Расширение восприятия сенсорной информации в области рта: в частности, они могут развить осознание положения собственных губ и языка;
– Развитие сенсорного восприятия в области рта: важная составная часть сенсорной интеграции;
– Помощь в практике функциональных речевых звуков и слов;
– Координация орально-моторных движений: например, улучшение жевания и расположения языка (для детей, у которых есть проблемы с двигательным планированием).
Существует множество занятий для орально-моторного развития, которые легко можно использовать дома со своим ребенком.
Упражнения для аутичных детей, которые ищут оральную сенсорную стимуляцию
Ребенку нравится грызть игрушки, он склонен кусаться, жует свою одежду? Это может быть связано с его сенсорным профилем. С таким ребенком можно попробовать следующие орально-моторные упражнения:
– Электрические зубные щетки. Это быстрый и безопасный способ обеспечить сильную стимуляцию полости рта. Поощряйте ребенка направлять зубную щетку не только на зубы, но и на губы и язык;
– Сырая/хрустящая еда. Если возможно, нарезайте еду на длинные и тонкие полоски (как морковные палочки), чтобы ребенок мог хрустеть всей полостью рта. Моделируйте для ребенка хрустящее жевание больших кусков еды;
– Жевательная резинка или леденцы. Если для вашего ребенка безопасна жевательная резинка, то это отличная возможность поработать над мышцами щек и языка, одновременно обеспечивая сенсорную стимуляцию. То же относится к леденцам.
Орально-моторные упражнения для развития мышечной силы и навыков имитации
Ребенку трудно удержать содержимое рта во время еды/питья? Ему сложно имитировать различные движения (ребенок понимает, что от него хотят, но ему сложно сделать то же самое)? С таким ребенком можно попробовать следующие упражнения:
питье через соломинку. Чем уже трубочка и чем гуще напиток, тем больше усилий нужно будет прилагать;
гигиеническая помада. Перед занятиями, направленными на развитие речи, попробуйте усилить сенсорное восприятие губ с помощью ароматизированной гигиенической помады. Это обеспечивает тактильную обратную связь и помогает лучше осознавать собственные губы;
мыльные пузыри. Выдувание мыльных пузырей требует напряжения мышц щек и координации дыхания. По возможности объединяйте это занятие с речью, поощряя ребенка говорить, например: «Пузыри! Смотри, пузыри! Вверх, вверх, вверх!»;
корчить смешные рожи перед зеркалом. Делайте это по очереди, поощряя ребенка повторять за вами. Когда вы изображаете что-то (например, надуваете щеки или преувеличенно жуете), моделируйте движение медленно и преувеличивайте его;
многократно повторяйте речевые звуки во время игры, которая нравится ребенку. Повторяйте речевые звуки и поощряйте ребенка повторять их за вами. Например, динозавр идет «топ-топ-топ», машина едет «бу-бу-бу». Умение повторять отдельные речевые звуки — необходимый этап, который ведет к развитию речи;
поддерживайте визуальные модели. Мы знаем, что для имитации звуков их важно чувствовать, слышать и видеть. Старайтесь сделать так, чтобы ваше лицо было в поле зрения ребенка, издайте смешной звук, позвольте ребенку прикоснуться к вашим губам, когда вы произносите звук. Привлекайте внимание ребенка к вашему рту, в том числе к движениям языка.
Каждый ребенок с аутизмом уникален в своих сильных сторонах и потребностях. Попробуйте, по возможности, обсудить план орально-моторных упражнений с логопедом или эрготерапевтом, чтобы определить, какие занятия будут наиболее полезны для вашего ребенка. Не забывайте, что предпочтения и навыки сенсорного восприятия вашего ребенка будут меняться со временем, и учитывайте, что подходящие ему упражнения тоже изменятся.