«Коммуникативный саботаж» — это прекрасный способ создавать ситуации, в которых ребенку придется просить о помощи и использовать свои навыки коммуникации.
Без саботажа ребёнок может обходиться без просьб, а значит у него будет меньше возможностей для практики и развития своих коммуникативных навыков.
Саботаж — это умение искусственно создавать в течение дня ситуации, в которых ребенку придется использовать свои коммуникативные навыки. В основном этого можно достигнуть с помощью 4 методов:
1. Желанные или нужные предметы убираются из открытого доступа.
Например, игрушки находятся в недоступном для ребёнка шкафу, а принадлежности для рисования закрыты в тумбочке. А если любимая игрушка или необходимые принадлежности недоступны, то ребёнку придется обращаться с просьбами.
2. Предоставление очень маленьких порций.
Бывает так, что ребенок что-то просит для перекуса, и вы сразу даете ему большую порцию. А что, если дать ему лишь один предмет или кусочек? Тогда у него будет возможность использовать коммуникативные навыки, чтобы попросить еще.
3. Предоставление не тех предметов.
Точно так же, когда ребёнок просит один предмет, можно дать ему другой. Это очень хорошая техника для детей, которые обращаются со слишком общими просьбами. Например, многие дети любят определенный цвет. Можно дать им что-то «неправильного» цвета! Это помогает работать над навыками решения проблем и коммуникацией. Так ребенок может перейти от «Я хочу пластилин» к «Я хочу красный пластилин».
4. Буквальное выполнение просьбы.
Когда ребёнок обращается с просьбой (особенно если она неверно сформулирована), то реагируйте на нее буквально! Например, ребёнок подходит с курткой и говорит «надень». Тогда пытайтесь надеть ее на себя. Потом мы работаем над просьбой «помоги мне» или «надень на меня».
Самое главное, понимать, как использовать саботаж эффективно. Ни в коем случае нельзя использовать саботаж каждый раз, когда ребенок что-то просит! Вы только выведите ребенка из себя, и он утратит всякое желание обращаться к вам с просьбами!
Используйте саботаж лишь несколько раз в день.
Всегда подсказывайте и моделируйте новую просьбу.