Переход от расслабленного летнего расписания к началу школьного года тяжело дается любому ребенку. При аутизме такой переход может быть особенно трудным. Обычно таким детям очень тяжело заново адаптироваться к требованиям напряженного учебного дня в школе/саду, а также к раннему подъему по утрам.
Давайте начнем с решения проблемы раннего подъема по утрам. В целом этого можно добиться с помощью подхода, который в прикладном анализе поведения называется «формирование реакции». Во-первых, подумаем, сколько времени понадобится для того, чтобы изменить летний режим ребенка и сделать его таким же, как и режим во время учебного года.
Допустим, что сейчас ребенок встаёт примерно в 9 утра. Однако в первый день учебы в школе/саду ему нужно будет встать в 6:30. Значит, вам нужно будет формировать 2,5 часа. В идеале вы должны начать процесс формирования реакции примерно за месяц до начала учебного года. Схема формирования должна выглядеть примерно так:
Неделя 1. Начните будить ребенка примерно на полчаса раньше, чем он обычно встает летом. В данном примере это будет 8:30. Желательно сразу же предложить ребенку стакан сока или другое поощрение за то, что он встал с кровати.
Неделя 2. Сдвиньте время пробуждения еще на 30 минут. Таким образом, каждый день ребенок будет вставать в 8 утра. Продолжайте предлагать ему поощрение за подъем с кровати. Это может быть стакан вкусного сока или ласковая похвала за то, что он встал. В течение этой недели также можно начать менять время отхода ко сну. Допустим, ребенок будет ложиться на 30 минут раньше, чем обычно.
Неделя 3. На этой неделе поставим более амбициозную цель. Сдвинем время пробуждения на 45 минут (в нашем примере — на 7:45). Продолжайте предоставлять поощрение, но теперь уже не только за подъем с кровати, но и еще и за то, что ребенок выполнит первый шаг из ежедневной рутины для сбора в школу. Пример такого шага: надеть ту одежду, которая была подготовлена вчера вечером, прежде чем выйти из своей комнаты. Или первый другой первый шаг ― умыться и причесаться перед завтраком. Следите за тем, что при переходе на более раннее время подъема ребенок продолжил спать не менее 8 часов в сутки.
Неделя 4. Передвиньте время пробуждения еще на 15 минут ближе к цели. В данном примере это будет 6:45 утра. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что ребенок встал с кровати и выполнил два первых шага из ежедневной рутины для сбора в школу.
Первая учебная неделя. Будите ребенка каждый день в заданное время. Предоставляйте положительное подкрепление за то, что ребенок встал с кровати и выполнил столько шагов из своей утренней рутины, сколько у него получилось.
Как облегчить переход к учебным требованиям?
Для того чтобы помочь с переходом к требованиям учебного дня нужно поговорить с учителями, тьюторами / воспитателем и психологом детей. Определенно здесь нужна координация со школой/садом. Помните, что в течение первой недели ваш ребенок, как и все остальные дети, будет уставать гораздо больше, чем обычно. Его настроение также может быть не самым лучшим.
В идеале учитель/воспитатель начнет учебный день с тех занятий, которые нравятся детям, чтобы ученикам было легче перейти к расписанию.
Также рекомендуется учителям пользоваться визуальной поддержкой* или другим типом расписания, чтобы дети могли отслеживать свой прогресс в течение дня. Без знания о том, когда что-то закончится, даже короткое занятие покажется ученику с аутизмом целой вечностью. Визуальные расписания ― это прекрасный способ, подсказывающий ученикам, сколько времени уже прошло и когда закончится учебный день.
*Визуальная поддержка― подсказки, которые предоставляют информацию о деятельности, распорядке и т. п., поддерживая желаемое поведение или навыки с помощью визуального отображения.